Перекладина - техника
Как соревновательный снаряд перекладина занимает особое место в гимнастическом многоборье. На ней исполняются не силовые, а лишь маховые элементы с большой амплитудой маха, которые основываются на движениях подъема и поворота, опорных движениях, движениях, связанных с подъемом разгибом и с подъемом переворотом назад, и на махах ногами.
Соскоки – зачастую движения переворотом с многократными вращениями туловища вокруг продольной и поперечной осей или вокруг обеих осей одновременно или поочередно.
При выполнении этих элементов возможно также вращение вокруг боковой оси.
Основные признаки содержания технически хорошей комбинации:
- элементы, при которых тело гимнаста вращается далеко от грифа перекладины, а иногда то приближаясь к нему, то отдаляясь от него;
- многократный отрыв одной или двух рук от грифа в ходе комбинации, создавая таким образом фазы полета;
- выполнение сложных поворотов в положении упора;
- чередование движений на махе вперед и махе назад;
- комбинация заканчивается сложным соскоком.
В соответствии с этими признаками элементы комбинации должны выполняться самым оптимальным образом. Движения поворота на перекладине в форме вращения корпуса вокруг точки хвата протекают в принципе в равных условиях. В движениях подъема и затем поворота тело сначала выносится с помощью мышечной силы в высокое исходное положение.
После этого гимнаст перемещается из высокого положения в более низкое. При этом гимнаст обращает внимание на максимальное удаление центра тяжести тела от точки вращения. Широко используется положительное влияние силы тяжести на вращательное движение. Благодаря трению рук о перекладину определенная часть кинетической энергии превращается в тепловую.
Кинетической энергии больше не хватает для того, чтобы обеспечить подъем тела до вертикальной линии над перекладиной. Гимнаст должен с помощью дополнительной мышечной силы, посредством сгибания тазобедренных и коленных суставов приблизить массу тела к снаряду, чтобы достичь требуемого конечного положения посредством сокращения момента инерции массы и повышения угловой скорости.
Приближение тела к снаряду, кроме того, уменьшает отрицательное влияние силы тяжести на вращательное движение. Для того чтобы добиться как можно большего расстояния массы тела от точки хвата и вместе с тем большой амплитуды маха, как основного признака техники и эстетики гимнастики, при выполнении больших оборотов, подъемов переворотом назад и опорных движений необходимо сохранять угол руки-корпус в пределах 180º и выполнять требуемые движения прежде всего в тазобедренных суставах в целях компенсации потери кинетической энергии.
При выполнении поворотных движений, напротив, масса тела по возможности приближается к точкам опоры. Это обусловливается прежде всего острым углом между руками и корпусом. Вместе с тем отмечается большое значение работы плечевых суставов для технически правильной гимнастики.
Силовые импульсы гимнаста включаются в работу прежде всего в пределах вертикальной линии под перекладиной. Они ощущаются главным образом за счет изменения угловых положений в тазобедренных и плечевых суставах. Продолжительность этих импульсов относительно короткая. Момент определяется вращательным или маятникообразным движением тела вокруг точки хвата.