Фигурное катание на льду - техника произвольного катания
Фигурное катание на льду
Фигурное катание – один из технически сложных и красивейших видов спорта. Из-за большого многообразия упражнений во всех 4 видах фигурного катания можно назвать лишь важнейшие принципы техники катания.
Фигурное катание на льду: техника произвольного катания
И здесь вследствие многообразия упражнений возможны лишь некоторые принципиальные замечания по технике движения. В основе всех шагов, пируэтов, вращений, поворотов и прыжков лежат обязательные элементы.
Фигурное катание на льду: пируэты
Пируэты – это вращение вокруг продольной оси тела. Закругление конька позволяет выполнять эти вращения и облегчает их выполнение. Если нагружается передняя половина конька, то задняя часть конька отрывается от льда примерно на дюйм. Тем самым фигурист имеет относительно маленькую опорную поверхность, которая еще уменьшается из-за того, что он вращается на одном или другом ребре. Это облегчает выполнение малых кругов на льду.
Очень важно выполнить начало пируэта так, чтобы ось тела, которая ведет через центр тяжести, совпадала с осью вращения. Поэтому вращение происходит на одном месте. Чем ближе к оси вращения находятся различные части тела (руки и ноги), тем быстрее происходит вращение. Пируэты требуют ярко выраженного чувства равновесия.
Фигурное катание на льду: прыжки
Из разнообразного количества прыжков здесь следует остановиться на технике только тех прыжков, в которых фигурист выполняет одно или несколько вращений вокруг своей оси. Двойные и тройные прыжки подобного типа являются вершиной любой произвольной программы (например, двойной аксель, тройной луга или тройной риттбергер и др.).
Фигурист к тому же должен обладать отличной физической подготовкой, отработанным вестибулярным аппаратом (равновесие, ориентировка в пространстве), динамичной прыгучестью (сгибание и взрывное выпрямление толчковой ноги), отличной способностью быстрого сжатия и расслабления рук и маховой ноги.
При отталкивании очень важно, чтобы центр тяжести тела находился точно над толчковой ногой. В воздухе тело должно быть полностью выпрямленным. Небольшое сгибание в талии (вперед или в сторону) ведет к штопору и к торможению вращательного движения (уменьшение угловой скорости), т.е. прыжок не удается, и фигурист зачастую падает при подскоке. Чем выше прыжок и чем больше скорость катания и угловая .скорость, тем больше вращений можно выполнить в воздухе.
Несмотря на эту нагрузку, фигурист не имеет права потерять ориентирование. В нужный момент он должен раскрыть руки и остановить вращение. Фигурист должен владеть маховой ногой и плечами, чтобы не перекрутить прыжок и не упасть при подскоке.